«Крутой базар рашн», или Назад, к первобытности!
На вопрос "Как пишется слово "кошёлка"?" большинство моих учеников начинают гадать либо отвечают неправильно. Задаю наводящий: «А что означает это слово?». Один из старшеклассников высказал предположение: "Кошелка — это такая старая женщина"... Почти никто из современных старшеклассников уже не знает точного значения этого слова и не предполагает, что «кошелка», «кошелек» и «кошель» — однокоренные. Это самый безобидный пример того, насколько безграмотны наши дети. И чем младше поколение, тем печальнее картина. Даже страшно предположить, что будет с грамотностью еще через 10 лет. И будет ли живо само понятие в принципе?
Скажете, утрирую? Нисколько. Посмотрите СМИ, книги последних 15 лет издания, я уже не говорю о сайтах, даже официальных и посвященных образованию...
Дружными рядами мы, воодушевленные знанием английского и полнейшим незнанием родного (как белорусского, так и русского) языка, идем по пути наименьшего сопротивления… А зараза, как известно, передается быстро: из чатов — в рекламу, из нее — в газеты, из газет — в официальную документацию!
Не так давно у меня возник спор с верстальщиком одной из газет. Он просто отказался исправлять ошибку после корректора, мол, какая разница, все и так поймут: «Главное – смысл, а не грамотность. Ведь все всё понимают». В унисон с ним один из руководителей серьезной государственной структуры тоже заявил: «Да какая разница, через «а» или через «о» написано!? Понятно же».
А реклама!?
Приходится признать: профессионалов, действительно знающих русский язык, становится все меньше и меньше, большая часть из которых уже на пенсии. А в редакциях теперь работает молодежь, увы, мало знающая и практически безграмотная – по сути и в сравнении… Хотя сами молодые люди так о себе, конечно, не думают, будучи уверенными в том, что на освоение такого сложнейшего языка достаточно пяти лет не очень качественной учебы в институте и пары лет кое-какой практики... Вот и выходят из печати сплошные орфографические ошибки, я уже не говорю о запятых и безграмотно построенных предложениях!
При этом все мы хотим иметь грамотных и умных деток и не устаем повторять: «Читай больше!»
А что им читать? Может быть, вы имеете в виду классику, школьную программу?
Увы, им эта литература не интересна. Не интересны сюжеты, не интересны сами образы героев с их ушедшими в былое "устаревшими моральными ценностями".
Такое чтение для них, за редчайшим исключением, — каторга, сплошное наказание! И никакие наши уговоры тут не помогут. Они найдут выход из положения, но все равно читать «эту ерунду» не будут! В лучшем случае просмотрят в кратком изложении, чтобы ответить на вопросы учителя, и мгновенно забудут не только, как называется произведение, но и кто его автор. Или фильм посмотрят, снятый по мотивам классического произведения.
Почему?
Потому что мир вокруг них изменился до неузнаваемости и все, что ценно и дорого было нам, их родителям, они считают «отстоем» или «совком».
Да и кто из учеников станет писать сочинение сам, если существует Интернет? Зато поголовно все крутые, не лохи какие-нибудь, что называется, в теме! Знают марки пива, например.
Теперь о том, как формируется грамотность человека?
Наверняка, вам приходилось слышать расхожее высказывание: «Я ни одного правила не помню, а пишу без ошибок». Действительно, поколения, выросшие еще при Союзе, на несколько порядков грамотнее нынешних, потому что навыки правильно писать и расставлять знаки препинания формируют три объективных фактора:
- зрительная память,
- «механическая память» руки,
- знание правил.
Теперь посмотрим, что происходит сегодня.
О первом факторе я уже упоминала — вокруг практически ни одного грамотно написанного текста: любые современные листовки-плакаты-баннеры-статьи будут ну хотя бы с одной если не орфографической, то пунктуационной ошибкой! Вот дети и впитывают все это "добро" с рождения!
Второе — «механическая память» руки, но о ней не может быть и речи. На «помощь» пришла техника. Рукой дети пишут только в школе. Все остальное – кнопочки всевозможных мобильников-планшетов-компьютеров.
Они же (технические блага цивилизации) еще и умственную память уничтожают беспощадно: навыки запоминать какую-либо информацию у молодежи попросту атрофируются за ненадобностью подобно атавизму, можно же погуглить, ежели что потребуется узнать.
Остаются только правила. Но голое знание сложнейших правил не в состоянии изменить ситуацию. Никакой репетитор не сможет помочь, если старшеклассник сам не захочет(!) научиться писать грамотно.
Правила в русском языке слишком сложны, чтобы осваивать их по-быстрому. К тому же многие написания напрямую зависят от лексического значения слов. А вот здесь — полная «засада»: в большинстве своем подростки его не знают, ведь они-то теперь говорят на своем "крутом рашн" — впрочем, об этом я тоже уже тоже говорила.
Теперь об эволюции. Известно, что она предполагает развитие от простого к сложному. В отношении же современной языковой ситуации — все наоборот.
С такими темпами совсем скоро вместо человека будут разговаривать "девайсы" и "гаджеты", а живое человеческое общение сведется к примерно такому диалогу: "Ок" — «Хай». Узнаете?
Именно так и разговаривали первобытные люди, да и сегодня общаются животные и птицы — нечленораздельными звуками либо предельно короткими словами. Но они-то, как известно, по своему интеллектуальному развитию далеко не homo sapiens.
Так куда мчится человечество: вперед или назад?
Думается, к первобытному обществу, только на новом витке истории: вместо природы — роботы, вместо красивых баллад — СМС…
А вместо души — что?
P.S.
Если вашим детям предстоит подготовка к ЦТ по русскому языку, начинайте это делать как минимум с 10 класса! Поднять на высокий уровень знания с нуля (хоть в дневнике и будет нарисована семерка либо девятка) за один учебный год — невозможно! Особенно если память у подростка не самая крепкая. Курсы русского языка.
Другие статьи Ирина Бовтрукевич
- Речевые нормы нарушены - Как правильно выполнить это задание в тесте по русскому языку?
- Синтаксические нормы нарушены - Как выполнить это задание в тесте по русскому языку?
- Репетитор по русскому языку Ирина Михайловна Бовтрукевич. Эффективная подготовка к ЦТ и ЦЭ
Другие материалы по теме:
- Бесплатное онлайн-тестирование! Тесты по русскому языку 2014 - 2023 + Ответы
- Мнение репетитора. Надо ли идти на 1 этап РТ?
- Репетитор — не волшебник
- Репетитор по русскому языку Ирина Михайловна Бовтрукевич. Эффективная подготовка к ЦТ и ЦЭ
- Синтаксические нормы нарушены - Как выполнить это задание в тесте по русскому языку?
- Речевые нормы нарушены - Как правильно выполнить это задание в тесте по русскому языку?
Какие правильные слова! "Приходится признать: профессионалов, действительно знающих русский язык, становится все меньше и меньше, большая часть из которых уже на пенсии. А в редакциях теперь работает молодежь, увы, мало знающая и практически безграмотная – по сути и в сравнении… Хотя сами молодые люди так о себе, конечно, не думают, будучи уверенными в том, что на освоение такого сложнейшего языка достаточно пяти лет не очень качественной учебы в институте и пары лет кое-какой практики... " А какой выход? Выхода нет.