Сегодня:

22.10.2019


До окончания 1 этапа РТ 2019-20 осталось
Месяцев
0
2
Дней
0
8
Часов
1
2

«Крутой базар рашн», или Назад, к первобытности!

Главная / Наши колумнисты / «Крутой базар рашн», или Назад, к первобытности!

Автор - Ирина Бовтрукевич

 

На вопрос "Как пишется слово "кошёлка"?" большинство моих учеников начинают гадать либо отвечают неправильно. Задаю наводящий: «А что означает это слово?». Один из старшеклассников высказал предположение: "Кошелка — это такая старая женщина"...   Почти никто из современных старшеклассников уже не знает точного значения этого слова и не предполагает, что «кошелка», «кошелек» и «кошель» — однокоренные. Это самый безобидный пример того, насколько безграмотны наши дети. И чем младше поколение, тем печальнее картина. Даже страшно предположить, что будет с грамотностью еще через 10 лет. И будет ли живо само понятие в принципе?

 

Скажете, утрирую? Нисколько. Посмотрите СМИ, книги последних 15 лет издания, я уже не говорю о сайтах, даже официальных и посвященных образованию...

Дружными рядами мы, воодушевленные знанием английского и полнейшим незнанием родного (как белорусского, так и русского) языка, идем по пути наименьшего сопротивления… А зараза, как известно, передается быстро: из чатов — в рекламу, из нее — в газеты, из газет — в официальную документацию!

Не так давно у меня возник спор с верстальщиком одной из газет. Он просто отказался исправлять ошибку после корректора, мол, какая разница, все и так поймут: «Главное – смысл, а не грамотность. Ведь все всё понимают». В унисон с ним один из руководителей серьезной государственной структуры тоже заявил: «Да какая разница, через «а» или через «о» написано!? Понятно же».

А реклама!?

Приходится признать: профессионалов, действительно знающих русский язык, становится все меньше и меньше, большая часть из которых уже на пенсии. А в редакциях теперь работает молодежь, увы, мало знающая и практически безграмотная – по сути и в сравнении… Хотя сами молодые люди так о себе, конечно, не думают, будучи уверенными в том, что на освоение такого сложнейшего языка достаточно пяти лет не очень качественной учебы в институте и пары лет кое-какой практики... Вот и выходят из печати сплошные орфографические ошибки, я уже не говорю о запятых и безграмотно построенных предложениях!

При этом все мы хотим иметь грамотных и умных деток и не устаем повторять: «Читай больше!»

А что им читать? Может быть, вы имеете в виду  классику,  школьную программу?

Увы, им эта литература не интересна. Не интересны сюжеты, не интересны сами образы героев с их ушедшими в былое "устаревшими моральными ценностями".

Такое чтение для них, за редчайшим исключением, — каторга, сплошное наказание! И никакие наши уговоры тут не помогут. Они найдут выход из положения, но все равно читать «эту ерунду» не будут! В лучшем случае просмотрят в кратком изложении, чтобы ответить на вопросы учителя, и мгновенно забудут не только, как называется произведение, но и кто его автор. Или фильм посмотрят, снятый по мотивам классического произведения.

Почему?

Потому что мир вокруг них изменился до неузнаваемости и все, что ценно и дорого было нам, их родителям, они считают «отстоем» или «совком».

Да и кто из учеников станет писать сочинение сам, если существует Интернет? Зато поголовно все крутые, не лохи какие-нибудь, что называется, в теме! Знают марки пива, например.

 

Теперь о том, как формируется грамотность человека?

Наверняка, вам приходилось слышать расхожее высказывание: «Я ни одного правила не помню, а пишу без ошибок». Действительно, поколения, выросшие еще при Союзе, на несколько порядков грамотнее нынешних, потому что навыки правильно писать и расставлять знаки препинания формируют три объективных фактора:

  • зрительная память,
  • «механическая память» руки,
  • знание правил.

 

Теперь посмотрим, что происходит сегодня.

О первом факторе я уже упоминала — вокруг практически ни одного грамотно написанного текста: любые современные листовки-плакаты-баннеры-статьи будут ну хотя бы с одной если не орфографической, то пунктуационной ошибкой! Вот дети и впитывают все это "добро" с рождения!

Второе — «механическая память» руки, но о ней не может быть и речи. На «помощь» пришла техника. Рукой дети пишут только в школе. Все остальное – кнопочки всевозможных мобильников-планшетов-компьютеров.

 

Они же (технические блага цивилизации) еще и умственную память уничтожают беспощадно: навыки запоминать какую-либо информацию у молодежи попросту атрофируются за ненадобностью подобно атавизму, можно же погуглить, ежели что потребуется узнать.

 

Остаются только правила. Но голое знание сложнейших правил не в состоянии изменить ситуацию. Никакой репетитор не сможет помочь, если старшеклассник сам не захочет(!) научиться писать грамотно.

Правила в русском языке слишком сложны, чтобы осваивать их по-быстрому. К тому же многие написания напрямую зависят от лексического значения слов. А вот здесь — полная «засада»: в большинстве своем подростки его не знают, ведь они-то теперь говорят на своем "крутом рашн" — впрочем, об этом я тоже уже тоже говорила.

Теперь об эволюции. Известно, что она предполагает развитие от простого к сложному. В отношении же современной языковой ситуации — все наоборот.

С такими темпами совсем скоро вместо человека будут разговаривать "девайсы" и "гаджеты", а живое человеческое общение сведется к примерно такому диалогу: "Ок" — «Хай». Узнаете?

Именно так и разговаривали первобытные люди, да и сегодня общаются животные и птицы — нечленораздельными звуками либо предельно короткими словами. Но они-то, как известно, по своему интеллектуальному развитию далеко не homo sapiens.

Так куда мчится человечество: вперед или назад?

Думается, к первобытному обществу, только на новом витке истории: вместо природы — роботы, вместо красивых баллад — СМС…

А вместо души — что?

 

P.S.

Если вашим детям предстоит подготовка к ЦТ по русскому языку, начинайте это делать как минимум с 10 класса! Поднять на высокий уровень знания с нуля (хоть в дневнике и будет нарисована семерка либо девятка) за один учебный год — невозможно! Особенно если память у подростка не самая крепкая. Курсы русского языка.

 

03.07.2014

Другие статьи Ирина Бовтрукевич

Рекомендовать другу:



Другие материалы по теме:

Комментарии:

Николай, 05 июля 2014
Какие правильные слова! "Приходится признать: профессионалов, действительно знающих русский язык, становится все меньше и меньше, большая часть из которых уже на пенсии. А в редакциях теперь работает молодежь, увы, мало знающая и практически безграмотная – по сути и в сравнении… Хотя сами молодые люди так о себе, конечно, не думают, будучи уверенными в том, что на освоение такого сложнейшего языка достаточно пяти лет не очень качественной учебы в институте и пары лет кое-какой практики... " А какой выход? Выхода нет.

Все права на материалы, размещенные на портале KudaPostupat.by, принадлежат источникам, ссылкой на которые сопровождается публикация материала. Цитирование материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, производится на портале исключительно в рамках, установленных Законом РБ "Об авторском праве и смежных правах" на условиях, установленных правообладателями.

Информация, опубликованная на портале с разрешения других правообладателей ( в соответствии с размещенными в материалах ссылками), может быть использована только с письменного согласия соответствующих правообладателей, если иное не установлено самим правообладателем.

Любое копирование, перепечатка или последующее распространение информации, в том числе с использованием компьютерных средств, без письменного разрешения строго запрещено.

Авторские права на материалы KudaPostupat.by без специальной гиперссылки «Источник» принадлежат ИП Бовтрукевич И.М. Копирование, цитирование и последующее распространение таких материалов допускается без каких-либо ограничений, однако с обязательной активной гиперссылкой на KudaPostupat.by.

За нарушение данного правила наступает ответственность, предусмотренная соответствующим законодательством РБ.