Сегодня:

15.12.2017


До окончания 1 этапа репетиционного тестирования (РТ) осталось
Месяцев
0
0
Дней
1
5
Часов
1
0

«Крутой базар рашн», или Назад, к первобытности!

Главная / Наши колумнисты / «Крутой базар рашн», или Назад, к первобытности!

Автор - Ирина Бовтрукевич

 

На вопрос "Как пишется слово "кошёлка"?" большинство моих учеников начинают гадать либо отвечают неправильно. Задаю наводящий: «А что означает это слово?». Один из старшеклассников высказал предположение: "Кошелка — это такая старая женщина"...   Почти никто из современных старшеклассников уже не знает точного значения этого слова и не предполагает, что «кошелка», «кошелек» и «кошель» — однокоренные. Это самый безобидный пример того, насколько безграмотны наши дети. И чем младше поколение, тем печальнее картина. Даже страшно предположить, что будет с грамотностью через 5-10 лет. И будет ли живо само понятие в принципе?

 

Скажете, утрирую? Нисколько. Посмотрите СМИ, книги последних 15 лет издания, я уже не говорю о сайтах, даже официальных и посвященных образованию...

Дружными рядами мы, воодушевленные знанием английского и полнейшим незнанием родного (как белорусского, так и русского) языка, идем по пути наименьшего сопротивления… А зараза, как известно, передается быстро: из чатов — в рекламу, из нее — в газеты, из газет — в официальную документацию!

Не так давно у меня возник спор с верстальщиком одной из газет. Он просто отказался исправлять ошибку после корректора, мол, какая разница, все и так поймут: «Главное – смысл, а не грамотность. Ведь все всё понимают». В унисон с ним один из руководителей серьезной государственной структуры тоже заявил: «Да какая разница, через «а» или через «о» написано!? Понятно же».

А реклама!?

Приходится признать: профессионалов, действительно знающих русский язык, становится все меньше и меньше, большая часть из которых уже на пенсии. А в редакциях теперь работает молодежь, увы, мало знающая и практически безграмотная – по сути и в сравнении… Хотя сами молодые люди так о себе, конечно, не думают, будучи уверенными в том, что на освоение такого сложнейшего языка достаточно пяти лет не очень качественной учебы в институте и пары лет кое-какой практики... Вот и выходят из печати сплошные орфографические ошибки, я уже не говорю о запятых и безграмотно построенных предложениях!

При этом все мы хотим иметь грамотных и умных деток и не устаем повторять: «Читай больше!»

А что им читать? Может быть, вы имеете в виду  классику,  школьную программу?

Увы, им эта литература не интересна. Не интересны сюжеты, не интересны сами образы героев с их ушедшими в былое "устаревшими моральными ценностями".

Такое чтение для них, за редчайшим исключением, — каторга, сплошное наказание! И никакие наши уговоры тут не помогут. Они найдут выход из положения, но все равно читать «эту ерунду» не будут! В лучшем случае просмотрят в кратком изложении, чтобы ответить на вопросы учителя, и мгновенно забудут не только, как называется произведение, но и кто его автор. Или фильм посмотрят, снятый по мотивам классического произведения.

Почему?

Потому что мир вокруг них изменился до неузнаваемости и все, что ценно и дорого было нам, их родителям, они считают «отстоем» или «совком».

Да и кто из учеников станет писать сочинение сам, если существует Интернет? Зато поголовно все крутые, не лохи какие-нибудь, что называется, в теме! Знают марки пива, например.

 

Теперь о том, как формируется грамотность человека?

Наверняка, вам приходилось слышать расхожее высказывание: «Я ни одного правила не помню, а пишу без ошибок». Действительно, поколения, выросшие еще при Союзе, на несколько порядков грамотнее нынешних, потому что навыки правильно писать и расставлять знаки препинания формируют три объективных фактора:

  • зрительная память,
  • «механическая память» руки,
  • знание правил.

 

Теперь посмотрим, что происходит сегодня.

О первом факторе я уже упоминала — вокруг практически ни одного грамотно написанного текста: любые современные листовки-плакаты-баннеры-статьи будут ну хотя бы с одной если не орфографической, то пунктуационной ошибкой! Вот дети и впитывают все это "добро" с рождения!

Второе — «механическая память» руки, но о ней не может быть и речи. На «помощь» пришла техника. Рукой дети пишут только в школе. Все остальное – кнопочки всевозможных мобильников-планшетов-компьютеров.

 

Они же (технические блага цивилизации) еще и умственную память уничтожают беспощадно: навыки запоминать какую-либо информацию у молодежи попросту атрофируются за ненадобностью подобно атавизму, можно же погуглить, ежели что потребуется узнать.

 

Остаются только правила. Но голое знание сложнейших правил не в состоянии изменить ситуацию. Никакой репетитор не сможет помочь, если старшеклассник сам не захочет(!) научиться писать грамотно.

Правила в русском языке слишком сложны, чтобы осваивать их по-быстрому. К тому же многие написания напрямую зависят от лексического значения слов. А вот здесь — полная «засада»: в большинстве своем подростки его не знают, ведь они-то теперь говорят на своем "крутом рашн" — впрочем, об этом я тоже уже тоже говорила.

Теперь об эволюции. Известно, что она предполагает развитие от простого к сложному. В отношении же современной языковой ситуации — все наоборот.

С такими темпами совсем скоро вместо человека будут разговаривать "девайсы" и "гаджеты", а живое человеческое общение сведется к примерно такому диалогу: "Ок" — «Хай». Узнаете?

Именно так и разговаривали первобытные люди, да и сегодня общаются животные и птицы — нечленораздельными звуками либо предельно короткими словами. Но они-то, как известно, по своему интеллектуальному развитию далеко не homo sapiens.

Так куда мчится человечество: вперед или назад?

Думается, к первобытному обществу, только на новом витке истории: вместо природы — роботы, вместо красивых баллад — СМС…

А вместо души — что?

 

P.S.

Если вашим детям предстоит подготовка к ЦТ по русскому языку, начинайте это делать как минимум с 10 класса! Поднять на высокий уровень знания с нуля (хоть в дневнике и будет нарисована семерка либо девятка) за один учебный год — невозможно! Особенно если память у подростка не самая крепкая. Курсы русского языка.

 

03.07.2014

Другие статьи Ирина Бовтрукевич

Рекомендовать другу:

Комментарии:

Николай, 05 июля 2014
Какие правильные слова! "Приходится признать: профессионалов, действительно знающих русский язык, становится все меньше и меньше, большая часть из которых уже на пенсии. А в редакциях теперь работает молодежь, увы, мало знающая и практически безграмотная – по сути и в сравнении… Хотя сами молодые люди так о себе, конечно, не думают, будучи уверенными в том, что на освоение такого сложнейшего языка достаточно пяти лет не очень качественной учебы в институте и пары лет кое-какой практики... " А какой выход? Выхода нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь

Мы в социальных сетях:

Яндекс.Метрика

Все права на материалы, размещенные на портале KudaPostupat.by, принадлежат источникам, ссылкой на которые сопровождается публикация материала. Цитирование материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, производится на портале исключительно в рамках, установленных Законом РБ "Об авторском праве и смежных правах" на условиях, установленных правообладателями.

Авторские права на материалы KudaPostupat.by без специальной гиперссылки со ссылкой «Источник» принадлежит ИП Бовтрукевич И.М. Копирование, цитирование и последующее распространение таких материалов допускается без каких-либо ограничений, однако с обязательной активной гиперссылкой на KudaPostupat.by.

Информация, опубликованная на портале с разрешения других правообладателей (в соответствии с размещенными в материалах ссылками), может быть использована только с письменного согласия соответствующих правообладателей, если иное не установлено самим правообладателем.

Информация www.interfax.by размещается порталом KudaPostupat.by на договорных условиях. Данная информация является интеллектуальной собственностью информационного агентства "Интерфакс-Запад" (Беларусь) и защищена белорусским и законодательством об авторском праве. Любое копирование, перепечатка или последующее распространение информации, в том числе с использованием компьютерных средств, без письменного разрешения строго запрещено. За нарушение данного правила наступает ответственность, предусмотренная соответствующим законодательством.